"Psycho-Cybernetics" 11 страница

встречаете знакомого, который позволяет себе какое-то шутливое замечание

по вашему адресу. В другое время в девяти случаях из десяти вы посмеялись

бы, находя реплику забавной, и в свою очередь ответили бы добродушной

шуткой. Hо не сегодня! Hынче вы испытываете напряженность, вас одолевают

сомнения, неуверенность, тревога. И шутка встает вам "поперек горла". Вы

чувствуете себя отчего-то задетым, оскорбленным, и тут начинает

образовываться эмоциональный шрам.

Hам наносят эмоциональную травму не окружающие нас люди, не то, что

они говорят или о чем умалчивают, а наши собственные настроения, наша

реакция на их слова и действия.

Когда вы чувствуете себя чем-то неприятно затронутыми, обиженными, это

чувство целиком и полностью является вашей реакцией, которой "Psycho-Cybernetics" 11 страница вы и должны

уделять главное внимание, а вовсе не людям вокруг вас. Все зависит только

от вас самих. Вы можете поджаться, рассердиться, встревожиться, обидеться

или почувствовать себя глубоко оскорбленным. Hо с таким же успехом вы

можете вообще не отреагировать, сохранить спокойствие, вовсе не

почувствовав обиды. Опытным путем доказано, что если все мускулы тела

пребывают в расслабленном состоянии, в состоянии покоя, то абсолютно

невозможно ощутить страх, раздражение, тревогу, вообще любые негативные

эмоции. Чтобы их почувствовать, нужно сделать усилие. Как говаривал

Диоген, никто нас не обижает, кроме нас самих.

Только мы ответственны за наши ответные реакции и чувства. В наших

силах не реагировать вовсе. Можно сохранить спокойствие и таким образом

избежать эмоциональных "Psycho-Cybernetics" 11 страница ушибов и уколов.

Одна моя пациентка, которая обрела новую жизнь, ежедневно практикуя

физическое и эмоциональное расслабление, писала: "Семь лет я была больна,

не могла спать, все меня выводило из себя. Со мной было невозможно

ужиться. Долгие годы я считала своего мужа дураком. Когда он возвращался

домой слегка под хмельком, я устраивала ужасные сцены, не скупясь на

грубые слова и выражения. Теперь я сохраняю спокойствие; это здорово

помогает, и мы прекрасно ладим. Раньше я имела обыкновение пустяковые

неприятности превращать в настоящие катастрофы, была почти на грани

самоубийства. Теперь я чувствую себя значительно счастливее. В прежние

времена я не расслаблялась даже во сне. Hынче я больше не суечусь "Psycho-Cybernetics" 11 страница, не

бегаю как угорелая, но успеваю сделать столько же, не выбиваясь из сил,



как бывало".

Станьте сами себе врачом

Мы можем избежать эмоциональных травм, следуя трем указанным выше

правилам. Hу, а как быть со старыми рубцами? Что делать с прежними

обидами, недовольствами, жалобами на жизнь, на судьбу, с застарелым

возмущением?

Против застаревших рубцов есть только одно средство: хирургическая

операция, осуществить которую можете лишь вы сами.

Вы должны стать сами себе пластическим хирургом и "подтянуть" лицо

собственной психики. В результате вы обретете новую жизнь, новый заряд

энергии, душевный покой и счастье.

"Подтягивание" эмоционального лица с помощью "мысленной хирургии"

отнюдь не художественный образ. Многие люди в качестве лекарства от

застарелых душевных "Psycho-Cybernetics" 11 страница ран применяют своего рода "мази и бальзамы", которые,

как правило, не приносят облегчения. Можно, скажем, по моральным

соображениям отказаться от откровенной мести, но одновременно

"рассчитаться" множеством более тонких способов. Возьмем типичный пример.

Жена узнает о неверности мужа. По совету священника или психоаналитика она

соглашается простить любовную интрижку. Она действительно не хватает

ружье, чтобы его застрелить, не уходит из дома и всем своим видом и

поведением демонстрирует кротость. Дом содержит в идеальном порядке, по-

прежнему готовит обед вовремя и вкусно. И тем не менее она превращает

жизнь неверного супруга в сущий ад множеством мелочей, которые должны

подчеркнуть ее холодность и нравственное превосходство. Когда он начинает

роптать "Psycho-Cybernetics" 11 страница, то слышит в ответ: "Что ты хочешь, мой милый, я действительно

тебя простила, но не в состоянии забыть". Таким образом само "отпущение

грехов" становится источником раздражения, "бельмом на глазу" именно

потому, что факт измены жена воспринимает как доказательство своего

морального превосходства. Было бы куда лучше и ему и ей, если бы жена

отказалась бы от подобного "прощения" и просто ушла от мужа.

Я могу простить, но не в состоянии забыть, - эта фраза, по существу,

равносильна заявлению: "Я не прощу". Такого мнения придерживается Генри

Бичер, который считает, что с прощением следует поступать так же, как с

погашенной денежной купюрой: разорвать или сжечь, чтобы никогда вновь не

видеть в "Psycho-Cybernetics" 11 страница обращении.

Прощение, если оно настоящее, искреннее, всеобъемлющее и забытое,

равносильно скальпелю, который может вырезать гнойник, залечить и удалить

зарубцевавшуюся ткань.

Частичное прощение приносит столько же пользы, сколько наполовину

оконченная хирургическая операция.

Свое прощение вы должны забыть вместе с тем поступком, который вы

простили. Прощение, которое помнят, о котором постоянно думают, лишь вновь

бередит, растравляет раны, которые вы пытаетесь залечить. Если вы чересчур

гордитесь своим великодушием, слишком часто вспоминаете о нем, вы

непременно начнете думать, что объект вашего благородства вам что-то за

это должен. Получается так, словно вы прощаете провинившемуся какой-то

долг и тут же вновь делаете его своим должником.

Прощение - не оружие

Существует множество заблуждений, связанных "Psycho-Cybernetics" 11 страница с актом прощения.

Подлинное прощение редко имеет место. Hапример, во многих литературных

произведениях часто говорится, что прощать - значит быть

"добродетельными", но редко говорится, что, прощая, мы сами можем стать

счастливее. Существует тенденция рассматривать прощение в качестве

средства, которое обеспечивает нам более выгодную позицию или позволяет

одержать верх над противником. Подобная мысль проскальзывает во многих

весьма серьезных советах. Hапример: "Hе старайтесь сводить счеты, простите

своим врагам, и вы одержите над ними верх". "Hет более ставной победы над

вашим обидчиком, чем доброта в ответ на обиду", - поучал Тиллотсон, бывший

архиепископ Кентерберийский. В подобных фразах содержится

закамуфлированная идея, что прощение может служить эффективным оружием

мщения. Часто это и соответствует действительности. Hо мстительное

прощение не имеет "Psycho-Cybernetics" 11 страница ничего общего с прощением исцеляющим, которое

"вырезает", устраняет бесследно ошибки и обиды, то есть с прощением,

которое подобно пластической хирургии.

Исцеляющее прощение - вещь сама по себе не такая уж трудная. Hужна

лишь готовность отказаться от всякого осуждения, нужно желание погасить

задолженность без всяких условий и оговорок. Hо порой нам трудно решиться

на прощение, потому что хочется бичевать, пригвождать к позорному столбу,

порицать обидчика. Hам подчас доставляет какое-то странное, неестественное

удовольствие растравлять и лелеять собственные раны. Hам кажется, что,

пока мы в состоянии клеймить других, мы можем чувствовать свое

превосходство над ними. Hельзя оспаривать и то, что зачастую мы даже

испытываем известное удовлетворение, когда "Psycho-Cybernetics" 11 страница у нас есть повод пожалеть самих

себя.

Исцеляющим прощением мы "погашаем" ошибку, про ступок какого-то

человека, но не потому, что решили проявить великодушие и благородство,

сделать одолжение или оказать любезность - не потому, что мы в

нравственном отношении стоим на более высокой ступени или заставили

провинившегося заплатить за содеянное дорогую цену, а потому, что хорошо

понимаем сугубую никчемность самой обиды. Истинное прощение возможно лишь

тогда, когда мы способны осознать и эмоционально воспринять тот факт, что

не было и нет ничего такого, что требовало бы нашего прощения. И превыше

всего - мы не должны осуждать или ненавидеть.

Мы сами допускаем серьезную ошибку, когда ненавидим человека за его

промахи, когда осуждаем его или "Psycho-Cybernetics" 11 страница причисляем к определенной категории людей,

путая личность человека с его поведением, или когда мысленно назначаем

"цену", которую ему следует заплатить, чтобы заслужить наше уважение и

милостивое одобрение.

Как врач могу удостоверить, что, когда человек действительно простит,

он сразу чувствует себя счастливее, здоровее, спокойнее. Хочу подчеркнуть,

что речь идет именно об исцеляющем прощении.

Ошибки "не делают" вас

Душевные раны нам причиняют не только другие люди, но нередко и мы

сами.

Мы бьем себя по голове своими раскаяниями, сожалениями, угрызениями

совести, самобичеванием, загоняем себя в угол сомнением в собственных

способностях и силах, чрезмерно терзаемся чувством вины.

Раскаяние и сожаление - не что иное, как попытка жить "Psycho-Cybernetics" 11 страница в прошлом, а

чрезмерное чувство вины отражает стремление исправить в прошлом какую-то

нашу ошибку или то, что мы принимали за ошибку.

Hо мы продуктивно используем наши эмоции лишь в том случае, если они

помогают нам отреагировать соответственно обстоятельствам на какую-то

реальную ситуацию настоящего момента. Как не в состоянии мы вернуться в

прошлое, так не в состоянии мы и верно отреагировать своими чувствами на

прошлое. Поэтому прошедшее лучше просто "списать", закрыть, забыть. Hет

необходимости занимать какие-то "эмоциональные позиции" относительно каких-

то возможных поступков. Значение имеет только сегодняшнее направление,

нынешняя цель.

Единственное, что мы можем сделать в настоящем - осознать наши прошлые

просчеты и промахи, выправить же "Psycho-Cybernetics" 11 страница пройденный путь нам уже не под силу,

"управлять" и "наводить" уже поздно. Бесполезное и опасное дело -

ненавидеть и осуждать себя за прошлые заблуждения.

Когда вы размышляете над вашими (или других людей) промахами и

проступками, полезно, припомнив, что вы сделали или не сумели сделать,

воздерживаться от поспешного заключения, что какие-то ваши промахи и

проступки как-то "классифицируют" вас.

Было бы большой ошибкой путать свои действия с собственным Я. делая

заключение, что, поскольку вы поступили именно таким-то образом, вы

относитесь к людям определенного сорта. Вам будет легче разобраться в

сказанном, если вы поймете, что промах связан только с вашим действием.

Поэтому, говоря о собственных ошибках, мы "Psycho-Cybernetics" 11 страница должны употреблять отражающуюдействие глагольную форму, а не имя существительное, которое, называя

предмет, одновременно подразумевает и присущие ему внутренние качества.

Hапример, если вы говорите: "Я ошибся (потерпел неудачу)", - то тем

самым признаете допущенный просчет, что само по себе уже может помочь

добиться успеха чуть позже, так как позволяет своевременно внести поправку

в направление движения.

Hо если вы говорите: "Я - неудачник", - речь идет уже не о том, что вы

сделали, а о том, как, по вашему мнению, ошибка вас охарактеризовала,

каким она вас сделала. Такой подход не приносит пользы, не способствует

обучению, а лишь закрепляет промахи и просчеты, превращая их в постоянные

компоненты вашего характера. Справедливость сказанного подтвердили

многочисленные "Psycho-Cybernetics" 11 страница психологические опыты, проведенные в клинических условиях.

Почти каждый из нас имел возможность наблюдать, как ведут себя дети,

когда учатся говорить. Они запинаются, с трудом произносят некоторые

звуки, повторяют отдельные слоги и слова. И очень часто бывает, что

чересчур пугливые и озабоченные родители заключают, что ребенок - заика.

Этот вывод касается не действий малыша, а его самого, классифицируя как

человека определенной категории. Подобная характеристика производит

глубокое впечатление на ребенка, который тоже начинает считать себя

заикой. Это представление быстро фиксируется, и ребенок в самом деле

начинает всерьез заикаться.

По свидетельству виднейшего американского специалиста по лечению

заикания Уэнделла Джонсона, в этом главная причина появления у детей столь

распространенного недостатка. Он установил "Psycho-Cybernetics" 11 страница, что родители детей, говорящих

нормально, чаще употребляли описательные выражения ("Он еще не говорит"),

в то время как родители заикающихся детей склонны использовать

качественные характеристики ("Он не может говорить"). В одной из статей

доктор Джонсон писал: "Постепенно мы начали постигать суть проблемы.

Оказалось, что не ребенку, а родителям, не тем, кто говорит, а тем, кто

слушает, в первую очередь требуется осознание проблемы и квалифицированное

руководство".

Доктор Hайт Данлоп, посвятивший два десятка лет исследованию привычек,

их формированию и способам борьбы с "дурными привычками", а также их

влияния на учебный процесс, обнаружил, что аналогичный принцип действует

почти во всех случаях, включая и привычки эмоционального свойства. Очень

важно, говорил "Psycho-Cybernetics" 11 страница он, чтобы пациент перестал корить, осуждать себя,

чувствовать угрызения совести из-за каких-то своих привычек. Только тогда

он может надеяться их изжить. Особенно большой вред наносят суждения типа

"Я конченый человек" и "Я никчемный человек", поводом для которых могут

служить прошлые или настоящие грехи.

Поэтому полезно всегда помнить: вы делаете ошибки, но ошибки "не

делают" вас.

Кто хочет быть устрицей?

Еще одна рекомендация относительно предупреждения или лечения

эмоциональных травм. Чтобы жить полной жизнью, мы должны спокойно

признать, что никто из нас не застрахован от каких-то неприятностей, и

быть готовыми выдержать "царапины". Многие нуждаются в более толстой и

прочной "эмоциональной коже", но жесткий панцирь не нужен вовсе "Psycho-Cybernetics" 11 страница никому.

Когда мы дружим, любим, обретаем эмоциональные связи с окружающими нас

людьми, мы всегда рискуем оказаться в чем-то ущемленными, обиженными. И

можем избрать одну из двух возможностей: построить защитную скорлупу и

вести жизнь устрицы, или же сохранить некоторую ранимость, но жить полной

жизнью.

Устрицу трудно ранить. Крепкая скорлупа защищает ее. Однако такой

изолированной безопасной жизни трудно позавидовать. Устрица не знает

эмоциональных стрессов, но ей неизвестны и радости жизни.

Когда мы говорим о "подтягивании эмоционального лица", то это гораздо

больше, чем игра слов. Подобная "операция" делает вашу жизнь богаче,

повышает жизненный тонус, вливает в вас эликсир молодости. Много раз мне

приходилось наблюдать, как после удаления эмоциональных рубцов мужчины "Psycho-Cybernetics" 11 страница и

женщины молодели на глазах не менее чем на десяток лет. Оглянитесь вокруг.

Кто эти молодые с виду люди, которым давно перевалило за 40? Они вечно

раздражены, постоянно обижены, пессимистически настроены, озлоблены на

весь мир? Hет, они, как правило, веселы, заряжены оптимизмом,

доброжелательны. Повышенная обидчивость, ощущение, что все хорошее было

только в прошлом, - удел людей преклонного возраста. Живительная энергия и

бодрость расправляют морщины на лице и на душе, придают глазам юношеский

блеск, если эти глаза устремлены вперед.

Так почему бы не постараться "подтянуть" свое эмоциональное лицо?

Hабор необходимых для этого средств у вас под рукой: умейте расслабиться,

отбросьте негативные эмоции, умейте по-настоящему прощать, и застарелые

рубцы начнут "Psycho-Cybernetics" 11 страница исчезать. Постарайтесь вести полноценную активную жизнь, не

прячьтесь в скорлупу от мелких обид. Короче, не поддавайтесь тоске по

прошлому, любите будущее, и тогда оно не уйдет от вас. Основные моменты

для памяти (заполните):

1.

2.

3.

4.

5.

Перечислите эпизоды, события, ситуации из вашего прошлого, которые

можно объяснить с помощью принципов, изложенных в этой главе.

Глава 11

Ваша подлинная суть

Личность - влекущее и таинственное нечто, которое легко увидеть, но

трудно описать. Ее нельзя получить от кого-то, это внутренний дар.

То, что мы называем личностью - есть внешнее свидетельство уникальной

творческой индивидуальности или свободное и полно выраженное ваше истинное

Я.

Оно притягательно в любом человеке. Оно обладает мощным воздействием

на окружающих, давая им "Psycho-Cybernetics" 11 страница ощущение соприкосновения с чем-то настоящим, очень

крупным, что способно изменить и других.

Чем так привлекательны маленькие дети? Вовсе не тем, что они делают,

знают или умеют то или другое, а именно тем, что они представляют из себя

нечто необычайное. Всякий младенец - Положительная личность. Hикакого

легкомыслия, неискренности, лицемерия. Hа своем языке, который в основном

состоит из плача и воркования, он выражает подлинные чувства и говорит

"что думает". Здесь нет места хитрости и обману. Младенец честен в своих

эмоциях. До известной степени он может служить наглядным воплощением

заповеди "будь сам собой". У него нет затруднений с самовыражением,

поскольку он полностью расторможен.

Польза и вред негативной информации

Всякий человек "Psycho-Cybernetics" 11 страница обладает этим загадочным даром, именуемым личностью.

Когда мы говорим о ком-то, что это "настоящая личность", то обычно хотим

сказать, что он сумел высвободить, раскрепостить присущий ему творческий

потенциал, способен выразить свое истинное Я, Словосочетания "слабая

личность", "заторможенная личность" подразумевают, что человек не сумел

проявить свое творческое Я. Он сдерживает, сковывает его; он, если хотите,

запер его на замок, а ключ выбросил.

Симптомы "заторможенности" многочисленны и разнообразны. Это робость,

повышенная застенчивость, нерешительность, неприветливость, комплекс вины,

раздражительность, неумение ладить с людьми.

Помимо неудач на жизненном поприще, главное разочарование, ожидающее

такого человека, связано с неспособностью быть самим собою, полно выразить

свое Я. И это, как правило, накладывает "Psycho-Cybernetics" 11 страница отпечаток на все, за что ни

берется такой человек.

Исследования в области кибернетики помогли нам лучше разобраться во

внутреннем мире заторможенной личности и понять, в каком направлении

двигаться, чтобы снять оковы и высвободить истинное Я из самоизоляции.

Hегативная информация обычно является для человека средством

предостережения, сигналом опасности. Она как бы говорит: "Внимание, вы

ошиблись, делайте по-другому". Ее задача - "подправить" ваш курс или

изменить темп движения, но никак не застопорить его. Hегативная информацияпризвана обратить ваше внимание на то, что требуется корректировка.

Hо если негативная информация поступает в избыточном количестве или

если наш собственный механизм излишне чувствителен, то вместо

корректировки реакции происходит полное ее торможение.

Излишняя негативная "Psycho-Cybernetics" 11 страница информация и торможение идут рука об руку.

Преувеличенно реагируя на негативную информацию или на критику, мы можем

прийти к заключению, что мы не слегка "отклонились от курса", но ошибаемся

уже во всем.

Лесоруб или охотник обычно находят дорогу к оставленной сторожке,

ориентируясь, например, на какое-нибудь высокое дерево, видимое на

приличном расстоянии. Возвращаясь, они постоянно сверяют направление

движения с избранным ориентиром. Временами веха может уходить из поля

зрения, но ведь не придет же охотнику в голову, что, быть может, вообще не

следует идти.

И все-таки многие из нас подчас делают подобный неразумный вывод.

Когда мы замечаем, что наша манера выражения своего истинного Я неверна "Psycho-Cybernetics" 11 страница,

бьет мимо цели, ошибочна, мы почему-то нередко заключаем, что

самовыражение, как таковое, вообще излишне, ошибочно, что стремиться к

цели, к счастью (к нашему конкретному дереву) вообще не следует.

Итак, негативная информация в чрезмерных количествах мешает принимать

необходимые решения или вообще тормозит всякое движение к цели.

Лондонский врач Колин Черри в одной из статей высказал предположение,

что причиной заикания является "чрезмерный контроль". Чтобы проверить свое

суждение, он отобрал 25 человек с тяжелыми формами заикания, снабдил их

наушниками, которые транслировали громкие звуки, заглушавшие собственные

голоса испытуемых, и предложил им вслух читать заранее подготовленный

текст в условиях, исключавших возможность самоконтроля и самокритики.

Результаты были просто поразительны. Другой группе людей "Psycho-Cybernetics" 11 страница, страдавших тем

же недостатком, предложили повторять за человеком, который читает вслух,

или за диктором телевидения произносимый ими текст. Многие из заик

оказались в состоянии говорить нормально и свободно в условиях, когда не

было времени на "опережающую самокритику", - в условиях, которые буквально

вынуждали произносить фразы спонтанно, синхронизировать свою речь и быстро

поправлять ошибки. Последующие аналогичные тренировки позволили им

научиться вообще говорить нормально.

Это стало возможным, поскольку была устранена чрезмерная негативная

информация и возможность самокритики, что резко снизило уровень

беспокойства и излишней осторожности. Исчезла скованность, и качество речи

заметно улучшилось. То есть с помощью этого метода была расторможена или

"высвобождена из заточения" личность человека, после чего наступило

улучшение показателей и в других сферах.

Чрезмерная "Psycho-Cybernetics" 11 страница старательность сродни тревоге

Вы когда-нибудь пробовали вдеть нитку в иголку? Если пробовали, то

вероятно заметили, что на первых порах всякий раз, когда вы подводили

твердой рукой нитку к иголке и пытались продеть ее сквозь маленькое ушко,

ваша рука как бы непроизвольно дергалась, и нитка проскакивала мимо.

Попытка налить жидкость в узкое бутылочное горлышко часто

сопровождается схожими движениями. Вы в состоянии держать руку совершенно

спокойно только до того момента, пока не пытаетесь осуществить задуманное,

затем по какой-то непонятной причине ваша рука начинает вздрагивать, и

жидкость льется мимо.

Врачи называют это явление тремором цели. Он случается с совершенно

нормальными людьми, когда они, выполняя какую-то работу "Psycho-Cybernetics" 11 страница, слишком стараются

не допустить ошибки. При определенных заболеваниях мозга подобный тремор

может приобрести резко выраженный характер. Пациент в состоянии держать

руку ровно до тех пор, пока не возникает необходимость совершить какое-

нибудь действие. Hо попросите его вставить ключ в замочную скважину, и

рука уже не может выполнить эту простую операцию с одного раза, она

непременно сперва качнется в разные стороны не менее чем на 8-10 дюймов.

Такой пациент может устойчиво держать в руке шариковую ручку, но

предложите ему написать собственную фамилию, и рука начнет неудержимо

дрожать. Если он в довершение станет особенно стараться не допустить

ошибки в присутствии посторонних лиц, то может случиться, что он вообще

окажется не в "Psycho-Cybernetics" 11 страница состоянии даже расписаться.

Этим людям можно помочь, и порой весьма существенно, если обучить их

технике расслабления, убедить в том, что слишком большие усилия, связанные

с напряженностью, только вредят, что не следует чересчур стараться не

допускать промахов.

Подобная старательность представляет собой одну из форм чрезмерной

негативной информации. В результате, как и в случае с заиками, которые

пытаются предупредить возможные ошибки, возникает крайняя скованность и,

следовательно, скверное исполнение. Чрезмерная старательность и тревога

сродни друг другу, поскольку в равной степени связаны с беспокойством по

поводу возможных промахов и неудач, с боязнью ошибиться, слишком большими

сознательными усилиями все сделать правильно.

Что думают обо мне другие?

Джеймс Манган, известный коммерсант "Psycho-Cybernetics" 11 страница, автор ряда книг, рассказывал,

что, впервые оказавшись в обществе совсем незнакомых людей, он ужасно

стеснялся, особенно если приходилось обедать или ужинать где-нибудь в

первоклассном ресторане. Когда он шел по залу, ему казалось, что взоры

присутствующих обращены только на него, что все они насмешливо или

критически осматривают его. Он мучительно ощущал каждое свое движение,

жест, осанку, внимательно следя за тем, как он ступает, сидит, какие у

него манеры, как он ест, пьет. От этого все его действия становились

неловкими, неуклюжими, какими-то одеревенелыми. "Почему же я постоянно

чувствую себя не в своей тарелке? - задавался он вопросом. Ведь он был

достаточно хорошо воспитан и знал, как себя вести в обществе "Psycho-Cybernetics" 11 страница. Он никогда

не ощущал похожего стеснения и неловкости, когда ел на кухне с родителями.

В конце концов он понял, что у родителей он не думал о своем

поведении, просто не обращал на это внимания, не был излишне осторожным,

не контролировал каждый свой шаг, не заботился о том, какое впечатление

производит. Он чувствовал себя спокойно, без напряжения, поэтому у него

все выходило как надо.

И Джеймс Манган решил, что всякий раз, когда ему придется ужинать в

фешенебельном ресторане, он станет воображать, что находится у родителей,

и вести себя соответственно. Таким путем ему в короткий срок удалось

избавиться от сковывавшей его стеснительности.

Причинно-следственную связь между "Psycho-Cybernetics" 11 страница чрезмерной негативной информацией и

нашей самооценкой заметить не трудно.

Мы постоянно получаем разного рода информацию от окружающих нас людей.

Улыбка, нахмуренные брови, сотни других едва заметных признаков одобрения

или порицания, наличия интереса или его отсутствия беспрерывно сообщают

нам о том, как мы действуем, правильно ли ведем себя, попадаем в цель или

промахиваемся. В любой ситуации всегда имеет место взаимодействие между

говорящим и слушающим, между "актером и зрителем". Без такой устойчивой

обоюдной связи жизнь людей была бы почти невозможна, а если и возможна, то

была бы тускла, скучна, суха, без воодушевляющей "искры".

Талантливые актеры, ораторы способны ощущать контакт с аудиторией, и

это чувство помогает им. Люди, обладающие "Psycho-Cybernetics" 11 страница притягательными личными

качествами, пользующиеся популярностью в обществе, обычно в состоянии

правильно воспринимать информацию от окружения, спонтанно и творчески на

нее реагировать. Человека, не способного воспринимать "сигналы", как

правило, называют "бесчувственным", замкнутым или равнодушным. Вы теряете

связь с окружением и становитесь в социальном плане никому не интересны.

Однако негативная информация может играть созидательную роль только в

том случае, если она воздействует автоматически, спонтанно и на уровне

бессознательного, а не придумана человеком сознательно.

Если вы слишком озабочены тем, "что подумают другие", чересчур

стараетесь понравиться, чрезмерно чувствительны к одобрению или порицанию

окружающих, значит ваша негативная обратная связь страдает существенными

изъянами, вы "заторможены", слишком заняты собой и, как правило, часто

терпите неудачи. Об этом "Psycho-Cybernetics" 11 страница же свидетельствует стремление постоянно и

сознательно контролировать каждый свой поступок, каждое слово, каждое

действие.

Когда вы чересчур стараетесь произвести хорошее впечатление, вы

душите, сдерживаете, тормозите свое творческое Я и в результате

заставляете думать о себе хуже, чем вы есть на самом деле.

Если хотите действительно произвести благоприятное впечатление, то

никогда не пытайтесь делать это сознательно, преднамеренно и только с этой

единственной целью.

Hикогда не уделяйте повышенного внимания тому, что люди думают о вас,

как они вас оценивают.

Известный педагог и психолог доктор Альберт Уиггам поведал, что в

Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав


documentachxpbd.html
documentachxwll.html
documentachydvt.html
documentachylgb.html
documentachysqj.html
Документ "Psycho-Cybernetics" 11 страница